30 марта / 2021

Мировая экономика

Как передает Крымская газета,

Один из крупнейших кораблей – контейнеровозов в мире – 400-метровый «Эвер Гивен», который следовал из Китая в Нидерланды, 23 марта сел на мель в Суэцком канале. Причиной стала песчаная буря, из-за которой экипаж судна потерял видимость и не смог удержать огромный «плавучий склад» в фарватере канала: его развернуло поперёк русла без каких-либо шансов самостоятельно выбраться из этой ловушки. Экипаж судна пребывал в безопасности, пострадавших нет.

СДВИНУТЬ-ТО СДВИНУЛИ

Но «Эвер Гивен» стал настоящим тромбом, закупорившим важнейшую транспортную артерию земного шара. Достаточно сказать, что на подходах к Суэцкому каналу образовалось корабельное столпотворение: свыше 400 судов выстроились в очередь. При этом некоторые судовладельцы решили не ждать, пока судно-гигант смогут наконец сдвинуть с места. И дали команду плыть вокруг Африки, увеличив время маршрутов на несколько недель.

В конечном итоге всё закончилось благополучно. 29 марта после беспрецедентной спасательной операции, в которой участвовали 17 буксиров, в том числе буксир-гигант Alp Guard, специальной прибывший из Нидерландов, злосчастный контейнеровоз повернули на путь истинный. Но чтобы это стало реальностью, из-под его дна выбрали 25 тыс. кубометров песка.

ДАЛЕКОИДУЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

А теперь о последствиях этой «египетской пробки». Через Суэцкий канал проходит 12% мировой торговли и почти 20% мировых поставок нефти. По предварительным подсчётам экспертов, простой канала стоил порядка $400 млн в день. Кроме того, корабли, которые не смогли воспользоваться каналом (а это четверть мирового торгового флота), перевозили товары на сумму около $10 млрд.

Из-за вынужденного простоя однозначно пострадают и европейские нефтеперерабатывающие заводы (их технологический цикл зависит от стабильных и предсказуемых поставок нефти с Ближнего Востока через Суэцкий канал). Соответственно, стоимость и нефти, и бензина в ближайшее время будет расти. Ещё одной серьёзной проблемой может стать дефицит электроники и других товаров, импортируемых в Старый Свет из Азиатско-Тихоокеанского региона.

Из-за транспортного ЧП товары, ожидавшие транзита через канал, будут доставлены с возможной задержкой до десяти дней, а последствия издержек и вынужденных изменений маршрута будут ощущаться несколько месяцев, прогнозируют специалисты.

РОССИЙСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Случившееся в любом случае подстегнёт экономического лидера (Китай) ещё более интенсивно искать альтернативные возможности поставок своих товаров в Европу. В Пекине с большим раздражением смотрят на морские перевозки по Тихому океану: они постоянно дорожают, продолжительны по времени, а теперь ещё и ненадёжны. Да и основные торговые партнёры Китая в Европе – Германия и Франция – тоже не в восторге от морского снабжения, которое называют низкоэффективным.

Поэтому в Поднебесной всё больше переориентируются на использование железных дорог. А эти дороги проходят прежде всего через Россию.

И стремление китайских производителей избежать задержек при поставке товаров в страны Евросоюза уже даёт свои плоды. Например, за первые два месяца 2021 года из Китая в Европу отправилось две тысячи грузовых поездов – в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Можно предположить, что объём этих перевозок будет расти и дальше.

Есть ещё одна перспективная возможность: Северный морской путь, кратчайший водный путь из Азии в Европу. Он более чем в два раза короче того же пути через Суэцкий канал. И в свете последних событий на этот транспортный коридор крупные морские перевозчики наверняка будут смотреть с куда меньшим скепсисом.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: